Строительство НОВОГО храма в городе  Кольчугино

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский  родился предположительно в Ростове около 1111 года. Он был вторым сыном Юрия Долгорукого, его матерью была половецкая княжна (в святом Крещении Мария), а его дедом был Владимир Мономах.

От своего деда, Владимира Мономаха, внук  унаследовал государственное мышление, духовную сосредоточенность,  любовь к Слову Божию и молитве.

Андрей вырос храбрым воином, он был участником многих походов своего отца Юрия Долгорукого и не раз в сражениях был близок к смерти. Каждый раз Господь невидимо хранил  князя-молитвенника. Вот один их случаев: 8 февраля 1150 года в битве под Луцком святой Андрей был спасен от копья немецкого наемника. Оказавшись в безвыходном положении, святой обратился с  молитвой к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день, и остался жив.

Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Это был рачительный хозяин земли и неутомимый труженик. Вместе со своим отцом он построил множество городов:

  • в  1147 г. — Москву;
  • в 1152 г. — Юрьев-Польский;
  • в 1154 г. — Дмитров;

Еще с именами Андрея Боголюбского и Юрия Долгорукого связывают основание городов — Кастромы, Перяславля-Залесского и Городца. 

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом.  Андрей, меж тем, тяготился пребыванием в киевских пределах, он мечтал уехать на Родину и задумал побег.  Однажды ночью, это было летом 1155 года, в Вышгородском монастыре чудотворная икона Божией Матери, незадолго до того принесенная из Царьграда,  непостижимым образам стала передвигаться по храму.  Андрей посчитал это знаком свыше и в ту же ночь, взяв с собой эту икону, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю.  

В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и повелела не нести Ее образ в Ростов, а поставить его во Владимире, на  месте же  явления церковь каменную воздвигнуть в честь Ее славного Рождества.

В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, получила название «Боголюбская», она прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями.

На месте явления Царицы Небесной  князем Андреем в 1159 году был построен храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины.

Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.

Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них — Успенский собор. Богатство и благолепие храма служило распространению православия среди окружающих народов и иноземцев-купцов, приезжавших торговать в пределы северной РусиУси. РУси.

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава.

Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей.  Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены «Спас Нерукотворенный» на одной стороне и «Поклонению Кресту» — на другой.  (В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.)

После этих побед Андрей Боголюбский установил  праздник Покрова Божьей Матери. И, как приношение похвалы Богу за победу над врагами, как прославление Богоматери, принявшей под свой покров Русь Православную, им же был построен   первый храм, посвященный новому празднику, – знаменитый «Покров на Нерли».  Храм был построен в 1165 году в реки Нерли. По воле князя  из привозимого белого камня для строительства Успенского собора во Владимире откладывалась одна десятая часть для Покровской церкви. Для основания был  сооружен искусственный холм из булыжников, и поверхность его была облицована белокаменными плитами. Варвары Батыя не тронули храма, и ежегодный разлив двух рек в течение семи веков не подмыл основания его – этот шедевр мировой архитектуры благодать Божья сохранила и поныне. 

Оставаясь во всем верным сыном Православной Церкви, блюстителем веры и канонов, святой Андрей обратился в Царьград к патриарху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. С соответствующей княжеской грамотой в Византию отправился избранный князем кандидат в митрополиты — суздальский архимандрит Феодор. Патриарх Лука Хрисоверг согласился посвятить Феодора, но не в митрополита, а лишь во епископа Владимирского. В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии — известно, как дорожили своим белым клобуком архиепископы Великого Новгорода. Очевидно поэтому русские летописи сохранили за епископом Феодором прозвище «Белый Клобук», а позднейшие историки называют его иногда «автокефальным епископом».

Андрей первым понял важность и значение  единства Руси.  Он начинает выступать как истинный государственный муж и пытается объединить под свое начало раздробленные княжества. В Ростово-Суздальских землях он объединил все города под свое начало, сделав столицей северо-восточной области Владимир, но были на юге и на севере два самых значительных и самых капризных города, за которые шла постоянная борьба, — это Киев и Новгород.

Киев был местом пребывания великого князя, но так и не стал объединяющим началом. Он был яблоком раздора — городом интриг и заговоров. Необходимо было ослабить его значение.  В  1169 году  войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом.  Город взяли «на щит», чего раньше никогда не было, он  был разгромлен и сожжен, причем участвовавшие в походе половцы не пощадили и церковных сокровищ.

В том же 1169 году князь двинул войска на непокорный Новгород, но здесь свершилось чудо —  новгородский архиепископ Иоанн вынес на городскую стену икону Божией Матери Знамение, и войска осаждавших были отброшены. Впрочем, через некоторое время новгородцы запросили мира и приняли князя, назначенного святым Андреем. Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью.

Став великим князем, Андрей не поехал в Киев. Называясь киевским, он  по-прежнему оставался во Владимире, наделяя город на Клязьме для всей Руси — столичным статусом.

…В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. «Тверская летопись» сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами.  Но вскоре они поняли свою ошибку, и в ход пошли копья. Сбоку копьем был пробит лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. «Погибель нам предстоит, ибо князь жив», — в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории.

Андрей Боголюбский почитается в сонме русских святых и в соборе святых, в Земле Владимирской просиявших. 

Мощи Андрея Боголюбского находятся в Успенском соборе города Владимира — на солее, с северной стороны.

Святый благоверный великий княже Андрее, моли Бога о нас!

 

 

Просмотров (60)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели